Строительные курьезы: почему в Полтаве до войны не было трамвая

Лев Семенович Вайнгорт 34 года был главным архитектором Полтавы, почти 10 лет преподавал в строительном институте, создал Гоголевский музей-заповедник и стал его первым директором. Его воспоминания, с одной стороны, это сборник курьезных и анекдотических историй, а с другой — настоящая историческая энциклопедия «провинциальной архитектуры».

Сегодня, рассказ о том, как в Полтаве пытались пустить трамвай.

«Старожилы рассказывали, что еще в начале XX века в Полтаве намеревались пустить трамвай. Был даже заключен контракт с бельгийской фирмой и она завезла не то в 1910, не то в 1912 году рельсы для укладки трамвайных путей. Помешала первая мировая война. Не ручаюсь за достоверность этих фактов и дат, но, во всяком случае, в советские годы трамвай был реальным планом.

Летом 1939 года после юбилея (230-летия) Полтавской битвы мне поручили выехать в Киев в Министерство коммунального хозяйства. Как главный архитектор города, я должен был участвовать в заседании технического совета, где рассматривался проект строительства трамвая в Полтаве.

В яркий июльский день я впервые приехал в Киев. Но с городом ознакомиться не удалось. Изрядное время заняло устройство в гостинице. Успел, лишь, сбегать на Владимирскую горку полюбоваться широким Днепром и живописным Подолом, куда спустился фуникулером. Подумал: вот хорошо бы сделать и у нас в Полтаве подобный спуск с Белой беседки (что на мысу Красной площади) на Подол. Наскоро перекусив в летнем кафе, поспешил в министерство. День был жаркий. Сняв куртку, остался в своей любимой полосатой футболке.

В большой комнате, куда мы вошли с группой ожидавших, посередине стоял огромный Т-образный стол. В конце его я и присел, держа куртку на коленях. Из боковой двери вошли трое и уселись в торце стола. Средний из них, высокий, мужчина лет сорока встал и открыл заседание техсовета. Это был министр коммунального хозяйства Украины Третьяков.

Обведя взглядом сидящих за столом, министр сразу обратился ко мне:

— А вы, молодой человек, что здесь делаете? Вероятно, вам нужно на комсомольское собрание? Оно будет проходить в соседней комнате.

Смущенный и покрасневший, я встал и робко промолвил:

— Я из Полтавы приехал участвовать в рассмотрении проекта строительства трамвая в нашем городе.

— Позвольте, а кем вы работаете в Полтаве? — спросил Третьяков.

— Главным архитектором! — выпалил я.

— Такой юный, и уже главный архитектор, — заметил министр и закончил разговор, — Хорошо, начнем заседание.

Красный, с потными руками, которые не знал куда девать, я уселся на краешке стула. На меня поглядывали, как на белую ворону. И, впрямь, я странно выглядел среди членов совета — солидных при галстуках — розовощекий, безусый юнец в полосатой футболке с закатанными рукавами. Досадовал на себя: почему не завел усов? Почему так легкомысленно вырядился в футболку? Ведь не на стадион пришел, а на технический совет, от которого зависит судьба трамвая в Полтаве! Кто из этих солидных дядей примет на веру мои аргументы по поводу проекта?

После доклада авторов и выступления экспертов развернулась дискуссия. Ввязался и я. Вынув из папки план города, указал, что между двумя вокзалами — Южным и Киевским — 8 километров и по генеральному плану Полтавы основные заводы будут развиваться в районе Киевского вокзала, что вызовет рост потока пассажиров из центра в новые районы растущего города. Все это диктует необходимость строительства трамвая. Одновременно заметил, что у нас, как и в Киеве, город расположен на горе и на Подоле, в пойме реки, нам, помимо трамвая, нужен фуникулер.

Это вызвало веселое оживление и председательствующий заметил:

— Молодой, да ранний. Но аргументы за трамвай в Полтаве вески! Но о сроках строительства и готовности всего городского коммунального хозяйства следует еще раз подумать и все подсчитать.

На этом закончилось рассмотрение проблемы о строительстве трамвая в нашем городе. Я уехал полный надежд, что в Полтаве будут и трамвай, и фуникулер.

Может быть, и было бы, но все планы оборвала война».

Прим. ред. – молодой архитектор дискутирует с министром. Потому, что знает свою специальность, и назначен на ответственную должность по заслугам, а не благодаря папиным деньгам.

Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua

Adblock
detector